Иван Грозный пострадал вместе с сыном


В минувшую субботу, 26 мая, полиция задержала мужчину, который повредил находящуюся в Третьяковской галерее картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", также известную как "Иван Грозный убивает своего сына". Вандал нанес полотну серьезные повреждения - металлическим столбиком ограждения он разбил защитное стекло и порвал холст в трех местах.

К счастью, самые ценные детали - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали. Однако картина временно не выставляется - ее ждет реставрация в мастерской.

Тем не менее любители искусства могут по-прежнему знакомиться с полотном - на панорамах Третьяковской галереи, которые выложил "Яндекс". Картину можно изучать вплоть до мельчайших деталей, пишет Российская газета.



Замоскворецкий районный суд Москвы выдал санкцию на содержание под стражей жителя Воронежа Игоря Подпорина, который повредил картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван" 25 мая в Третьяковской галерее. Суд решил, что на свободе этого явно неадекватного гражданина оставлять нельзя, так как он может скрыться и продолжить заниматься преступной деятельностью.

Картину отчасти спас деревянный щит, на который был натянут холст после реставрации 1913 года. Тогда, 105 лет назад, на картину Репина впервые было совершено покушение. В 2018-м история повторилась. Сегодня всех интересует, почему преступление стало возможным, можно ли было его предотвратить и что нужно сделать, чтобы подобные варварские сюжеты не повторялись в будущем.



Усиление охраны и "облачение" картин антивандальными стеклами имеют свои пределы. Дело даже не в том, что, как заметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, "не поставишь же каждую из значимых картин в нишу, закрытую бронированным антибликовым и антивандальным стеклом, стоящим десятки тысяч евро за квадратный метр". Музеи изначально создавались для того, чтобы открыть искусство для публики. Выстраивание "стены", максимальной дистанции между зрителем и произведением обесценивает во многом саму идею искусства, открытого людям.

"Искусство, вместо того чтобы быть для людей, начинает от них прятаться, - заметила Зельфира Трегулова. - На мой взгляд, в этой связи главная наша задача сегодня - донести до общества, что преступление, с которым мы столкнулись, - один из первых звоночков страшного процесса, который может быть запущен. Если это случится, каждый из нас окажется абсолютно бессильным. Общество должно быть единодушным в осуждении этого преступления. Это как терроризм. В принципе эти явления очень схожи".

Смотрительницы говорят, что преступник вел себя как обычный адекватный посетитель, рассказывает главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова. Был тих, спокоен. После 18.00 он был в залах второго этажа. Фотографировал картины на мобильный телефон. За две минуты до начала обхода перед вечерним закрытием музейная смотрительница вежливо ждала его и приглашала к выходу. Мужчина сфотографировал портрет в верхнем ряду и неторопливо пошел к выходу. Уже около лестницы резко развернулся, прорвался через четырех человек к почти закрытой двери, пробежал два зала и бросился к картине Репина... Все произошло в считаные секунды. Вычислить такого человека очень сложно. Он не был пьян. Он, пока ходил по залам, вел себя как обычный посетитель.

Ущерб картине, нанесенный им, еще подлежит уточнению.

искусство, законы, музей