Неправильные танцы
Психолог Маша Козловская , обучающаяся в международной школе преподавателей осознанного движения Open Floor, рассказала Елене Вышинской, почему танцевальные занятия, которые она ведет, самые полезные и своевременные.



- Маша, с чего началось ваше осознанное движение?

- В детстве я очень любила танцевать, но, когда мама привела меня в 6 лет в танцевальную студию, там сказали, что для танцев я совсем не подхожу. Обида была такой сильной, что на 40 лет я совершенно забыла о том, что когда-то просто не могла жить без танца! И так было до тех пор, пока случайно я не познакомилась с практикой осознанного движения.

Это не совсем правильные танцы, точнее, совсем неправильные. Практика Open Floor, как и многие другие ей родственные (5 ритмов, FreedomDANCE, Movement Medicine и другие) – это практика осознанного движения, особая форма медитации в танце. И как любая медитация, такая практика даёт возможность встречи с собой, т.е. возможность почувствовать, что мой мыслящий мозг – лишь небольшая часть меня. И что он лишь вместе с другими составляющими – телесной, эмоциональной, духовной - обеспечивает мне полноту и глубину присутствия в этом мире.



- Откуда возникает потребность у ранее не танцевавших людей выражать себя через движение?

- Современному человеку, особенно в больших городах, необходимо выражать себя индивидуальным творческим способом. И все так или иначе ищут свой "язык" - стихи, керамика, хор или движение. Языки разные, но они про одно и тоже – про "отпускание" себя навстречу чему-то настоящему!

- Бальные и народные танцы для этого не подходят?

- Все танцы, которые разучиваются, имеют форму, образец для подражания. А здесь рамок не задаётся, - правильно именно то движение, которое возникает в моем теле в ответ на звуки музыки, в зеркало смотреть не надо, наоборот - взгляд обращается вглубь себя и слух тоже. Многим людям сложно быть собой, некоторым проще повторить за кем-то, а в осознанном движении происходит поиск своего уникального способа движения - образцов нет, каждое движение уникально и уже никогда больше не повторится.

- Маша, а какая у таких танцев родословная?

- Медитации в танце возникли из существующих форм – вспомните про древние ритуальные танцы, как способ выражения себя, надежды и переживания. Коллективно. Open Floor, где я учусь, на это и опирается - в основе ключевые ресурсы движения, которые естественно использовали даже древние племена. Они танцевали по любому поводу – важному, мимолетному, радостному или печальному. И рождение ребенка, и чья-то смерть были поводом для танца. Нам это странно изначально, но объяснимо - двигаться надо для того, чтобы в теле ничего не застревало и сильные эмоции не мешали жить дальше. Энергия свободно проходит сквозь нас, значит, мы живём и движемся дальше! А если мы застреваем в них – переживания оказывают на нас сильное воздействие - происходят опасные для психического и физического состояния вещи. Поэтому эмоции должны выйти наружу и улететь, освободив нас для новых возможностей, новых встреч, новых ощущений. Дальше - вопрос выбора формы…

Ещё есть наши базовые потребности – в собственном времени и пространстве, в близких отношениях, нам важно принадлежать к сообществу единомышленников и ощущать связь с чем-то большим, чем "я", - назовем это духовными потребностями. И все эти потребности при помощи осознанного движения можно исследовать, поддерживать и развивать. Оно мягко и постепенно учит доверять своей интуиции относительно того, что мне сейчас в танце и в жизни нужно – уйти в свое движение или встретиться с партнером, получить поддержку группы или ощутить свою связь с мощными потоками энергии Вселенной.



- А вообще, у всех танцев есть смысл?

- Конечно. Например, ирландские помогают добыть огонь, - если в жизни не хватает именно огня – они могут помочь его обрести, африканские поддерживают и укрепляют связь с землей, с опорой, есть танцы про себя, а есть - про отношения с партнером. Любой танец сначала чему-то учит на танцполе, а затем и в жизни может что-то тоже измениться благодаря ему.

- Но вы же за свободные способы движения?

- Я – за любой танец и любое движение, а индивидуальность найдет способ выйти наружу – вспомните, как в советской школе мы все ходили в коричневой школьной форме, но всегда находили возможность выделиться – с помощью воротничков, значков, длины…

Осознанное движение уникально тем, что позволяет подобрать ритм, подходящий именно мне, индивидуальный способ движение, направление для него… Но! Ни одна практика не универсальна – не может нравиться всем. Это мне интересно как психологу. Раньше многие вещи я воспринимала как метафоры, а начав танцевать, почувствовала их буквальный смысл - чтобы что-то изменить в жизни, надо начать двигаться!

Подумайте: сидишь на диване – ничего от тебя не зависит, двигаешься – значит, что-то меняется. Наша практика основана на маленьких, внимательных к себе и окружающему миру вещах. Можно сделать один шаг, поворот - и это будет уже событием.



- Что лично вам дало осознанное движение?

- Свойство, которое у меня развилось, это подвижность, гибкость - от желания и возможности поехать танцевать на край света на выходные до большей легкости в принятии решений в разных других сферах жизни. Появилась спонтанностб, я научилась ловить импульс своего желания и не останавливать себя размышлениями. Я стала гораздо лучше себя слышать, больше хотеть и делать!

- Расскажите, как танцуют в других странах?

- Самое главное для меня, что там танцуют люди зрелого возраста. Средний возраст танцоров - ближе к 60. В России танцующим 30-40 лет. Когда я увидела очень пожилых танцующих иностранцев, я поняла, что наша практика не имеет ограничений. Человек сам решает, насколько он стар и чего уже не может себе позволить. Или может! Я осознала, что моя жизнь не заканчивается, например, в 50 лет. Она по-прежнему непредсказуема и полна впечатлений, если только не закрываться от них на сто дверей и замков. Моя миссия – привлечь к танцу ровесников и тех, кто старше. Юность подвижна, молодые и так носятся в поисках своего пути, спутников, новых дел, а потом жизнь замедляется и может незаметно остановиться. И тогда начинается тоска и уныние, жизнь теряет вкус. Без движения после 40 летначинает деформироваться позвоночник, и в эмоциональном плане всё тоже угасает. У женщины в этом возрасте часто возникает ощущение, что она выполнила свое биологическое предназначение и больше жить незачем! А танцы помогают сохранять любопытство, интерес и физическую форму.

Философия и практика Open Floor как раз строится на том, что танцпол всегда открыт для всех, независимо от возраста, физической подготовки или танцевального опыта. В центре зала всегда принципиально есть несколько стульев – для тех, кто хочет продолжать двигаться, несмотря на физические ограничения или сложное эмоциональное состояние.



- А как в разных странах люди ведут себя на танцполе?

- Обобщать сложно - национальный темперамент, конечно, имеет значение. В танце происходит раскрытия человека и всем без исключения нужно время, чтобы осознать безопасное пространство и снова научиться по-детски разряжаться радостью движения. Нет ни одной страны в мире, где незнакомые люди сразу бросаются друг другу навстречу, проходит время перед тем, как все становятся единым танцующим телом.

Но вот что интересно - в международных группах всегда есть нюансы произношения, трудности перевода, а когда мы начинаем танцевать вместе, все это быстро исчезает. Люди легко понимают друг другу на языке движение. Это получается гораздо проще, чем прислушиваться к английскому языку с разными акцентами.

Наше тело хранит нашу историю - личную, поколенческую, национальную. Некоторые не решаются на прикосновение в танце - травма, генетика, корни разных культур. Часто то, что становится понятным в зале, удивительно самому человеку, который может не знать про историю своей семьи, например, а в теле это проявляется… ни в балете, ни в самбо такого не происходит. - Мужчины часто танцуют?

- Есть страны, где мужчин традиционно много на занятиях, где они не стесняются проявлений своей мягкости и это уже привычная форма досуга и отдыха - Германия, Австрия, например. Здесь приветствуется любая практика, полезная для здоровья и сохранения подвижности тела и эмоций. Может, это демографическая история, или работают культурные концепции - что позволительно делать мужчине, оставаясь настоящим мужчиной. В Италии, наоборот, танцевать не очень принято - не мужское занятие. И у нас мало танцующих мужчин. Исключением стала встреча на Алтае с группой из Новосибирска, где мужчин было много и я почувствовала, как это важно - мужчины и женщины обогащают свой жизненный опыт, танцуя вместе. Мужчина, двигающийся в лирическом потоке, восхищает и даёт возможность поучиться твердости и решимости, которых лично мне иногда не хватает.



- Дайте совет, как начать - полным, сомневающимся, пожилым, уставшим, грустным…

- Каждый про себя знает, что для него самое приятное. Важно найти подходящую дверцу. Если кто-то танцует рядом - попросить взять за руку и привести - я сама так пришла - послушала рассказы подруг и решила попробовать. Если кому-то сказать, как это полезно, не пойдёт - включится сопротивление против навязывания. А кто-то - наоборот. Прислушайтесь, на какую форму приглашения у вас возникает ответная радость. Проявите любопытство – это такая эмоция, которая способна побеждать всё. Иногда с депрессией не могут справиться лекарства, а любопытство - может.


интервью, танцы