Рубенс. Живописец будней


Великий фламандский живописец Питер Пауль Рубенс родился в немецком городе Зигене, куда его родители эмигрировали, спасаясь от террора испанских поработителей. С этого момента можно отсчитывать историю нидерландского ренессанса.

Нидерландами в XV в. называли земли у берегов Северного моря, где теперь расположены Голландия и Бельгия. Богатые области, объединенные под властью бургундских герцогов, первенствовали среди европейских стран в экономическом и культурном отношении. Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности. Обыденные жизненные явления окружались благоговейным почитанием и ореолом святости: мое дело, моя семья, мой дом, мое имущество, моя капелла, мой святой покровитель. Во всех слоях общества чрезвычайно усилилось стремление к украшению и опоэтизированию повседневности. Нидерландские художники буквально обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели прекрасное.

Когда после смерти отца в 1587 г. будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен, он застал этот богатый город в полном запустении. Родная Фландрия постепенно восстанавливала былое величие.

До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV-XVI вв. возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и быстро распространилась по странам Западной Европы к северу от Альп — в Нидерландах, Германии и Франции. 28 июня 1577 года родился один из ярчайших представителей Северного Возрождения - Питер Пауль Рубенс.

Главное различие между итальянским и Северным Возрождением заключается в том, что первому присуще стремление к восстановлению античной культуры, к раскрепощению, освобождению от церковных догм, светской образованности, тогда как в Северном Возрождении главное место занимали вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к реформации и протестантизму.

Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в художественной культуре Нидерландов и Германии. Главными центрами искусства были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам.

Такой подъем в национальном искусстве на фоне постоянных захватов иноземцами был очень кстати. Питер, молодой художник, впитавший культуру родины Возрождения - Италии - вернулся после обучения у местных мастеров на родину. Начав с копий великих шедевров предшественников - Караваджо, да Винчи, Тинторетто, Рубенс постепенно обретает собственный, "северный" стиль.

Развитие Северного Ренессанса на целое столетие запоздало по отношению к итальянскому и происходило на совершенно другой основе. Так, в Италии основой гуманизма служили учения античных философов-язычников, а в северных странах он основывался на воскрешении демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости.

Если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему. К такому, какой он есть. Порой даже с некоторой долей культивации недостатков…что мы видим и сегодня – в утрированном требовании свободы частной жизни и текущему положению дел. Здесь никто не стремится к совершенству и идеалу, здесь идеалом провозглашается то, что есть.

Вернувшись в 1608 году на родину, Рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Его авторитет непререкаем. В мастерской Рубенса создаются сотни полотен по заказу двора. Его искусство одновременно украшает будни страны, и отражает ее время.



В художественной культуре Северного Возрождения значительно больше черт средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, она более условна по форме, более архаична и меньше знакома с античностью. Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (обожествление вселенной, природы).

Не отрицая прямо существование Бога, это учение растворяет его в природе, наделяя ее божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Повсеместность. Бог не где-то там, Он во всем. Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, и делали вывод, что любое проявление природы достойно изображения. Такие представления привели к появлению в художественной культуре Северного Возрождения пейзажа как самостоятельного жанра. Именно здесь светский портрет обретает такую силу.



В итальянском Возрождении на первом плане была эстетическая сторона, в Северном — этическая.

Немудрено, что именно в искусстве Северного Ренессанса, в частности - в творчестве Рубенса - сформировался и получил развитие (прежде всего в Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма: любая мельчайшая подробность изображалась с большой тщательностью. Это делало картины очень увлекательными для зрителя: чем больше разглядываешь, тем больше находишь интересных деталей.

Почти фотографическая точность изображений, на фоне яркого эмоционального базиса, столь свойственного Ренессансу, психологически выверенный подход к созданию портретов, итальянская чувственность и северная верность деталям - все это сформировало уникальный шедевральный художественный язык Рубенса. Эта живописная поэзия будней, когда высокое повествует о повседневном, не уничтожая одно и другое, но связывая их - не в этом ли основная задача искусства? Кто знает. Но уж наверняка не случайно мы помним об одном из великих отобразителей собственной современности - Рубенсе - и спустя почти половину тысячелетия?..

Юлия Милович-Шералиева

искусство, история