О "границах" и поддержке в трудные моменты


Ранее мы уже говорили о психологических границах. О том, как человек (в частном примере – спортсмен, но все это имеет отношение вообще к каждому из нас) ощущает свои границы, границы "своей территории". То, как он умеет их защитить, отстоять своё, то, как он имеет смелость пересечь границы другого человека; осознать границы правил, умеет двигать эти границы, создавать.

Здесь тоже рассмотрим ситуацию, прежде всего, на примере спорта.

Итак, как же помочь спортсменам, которые имеют проблемы на границах, которые отказываются от своего ради контакта и тем, которые "прут на красный свет", теряя по дороге близких людей, создавая конфликты на пустом месте?

Скажу сразу: в этот раз я буду писать о стратегии для родителей и тренера. Это общие рекомендации. Не всем они подойдут, все люди разные. И, хочется сказать: "Осторожно, нужен психолог, не навредить бы!" Но, предвижу, что к психологу не многие дойдут. Подобрать "своего психолога" тоже нужно время, силы, и смелость. Поэтому буду писать о том, что можно попробовать делать самим.

Итак "ранних", тех, кто отказывается от своего ради общего, поощряем в проявлении своей силы. Говорим им примерно такие слова: "Если ты будешь настаивать на своём, то ты все равно будешь мне дорог, ты все равно будешь со мной". И самому выдерживать, то, что ваш ученик или ребёнок будет для вас не таким комфортным и удобным, что его желания будут, порой, расходиться с вашими, и даже очень часто. Учиться самим и учить их находить взаимоустраивающее решение, или меняться, делать по-вашему, а в другой раз позволять ему делать по его.

"Растить желание" - что это значит? "Ранние" часто не знают чего хотят, они так привыкли отказываться от своего ради другого, что путают свои желания и чужие. Поэтому часто живут ради долга, у них теряется мотивация. Они "хотят" не своим хотением. Их нужно поощрять "желать". Говорить им о том, что желание это здорово, это важно. Поощрять их настаивать на исполнении своих желаний. Искать баланс между желаемым и возможным с преимуществом в желании.

И ещё - не обвинять их. Каково бы не было последствие принятого ими решения, их нужно подбадривать: "Ты попробовал. Ты поэкспериментировал. Ты замахнулся. Ты рискнул, тебе наверное было трудно, но ты решился!"

О том, КАК, каким тоном разговаривать с ребёнком, чтобы не получать от него отторжение, не входить с ним в контры, я буду ещё писать.

Теперь немного о "поздней воле". О тех, кто эту силу взял, но она его рвёт на части. В эмоции такой человек может накуролесить, а потом жалеть.

Так вот, их нужно учить управлять этой силой. Они если гневаются, то выплёскивают свой гнев не взирая на последствия. Их нужно учить способам управления злостью. Быть с ними рядом, когда они злятся. Не запрещать злиться, а искать способы выражения этой злости. Предложить вместе побить грушу, порвать бумагу, покрутить пустую пластиковую бутылку.

Когда они входят в раж, заходятся в истерике, можно спросить: "Можно тебя обнять? И если разрешит, обнять и сказать: " Понимаю, что тебе плохо, я хочу чтобы тебе стало лучше. Я с тобой, я рядом. Ты можешь сердиться, можешь злиться, я все равно с тобой".

Отпускать его, если он хочет побыть один. При этом можно сказать: "Я здесь. Когда захочешь вернуться, я буду здесь".



Это даёт ему возможность уйти в мир, быть одному, и при этом не терять контакт, знать, что есть куда и к кому вернуться.

Если вы будете придерживаться этих рекомендаций, то постепенно вы будете укреплять его способность не бояться проявления своей силы, а управляться с нею.

Все это же самое верно и для взрослых людей. Можно применять к взрослым спортсменам, и к самому себе. Чтобы применять к себе, нужно организовать себе "поддерживающих" людей, которые будут помогать вам вырабатывать новую способность реагировать и действовать, будут вас в этом поддерживать. Об этом я тоже подробнее напишу.

Если у человека в личной истории были серьёзные психологические травмы - шоковые, какие-то трагедии, в семье были алкоголики, наркоманы, тяжело больные родители или братья и сестры, тогда все же лучше обратиться за помощью к психологу. Это не отменяет личную работу и создание поддерживающего окружения.

Это, конечно не все, что можно примерять для развития умений управлять своей силой, чтобы достигать желаемого. Но все и не опишешь в статье. Зато направленность задать можно! Что мы и сделали.

Татьяна Клименко


психология, спорт