Мир праздников и праздники мира


Где-то главнее – более светские праздники, где-то – религиозные. Но как бы то ни было, и сам этот факт (что праздники и разнятся, и вместе с тем, чаще повторяются), и многое другое объясняется всего двумя факторами - географией и историей самих мест и их праздников.

Все они, эти главные праздники проходят либо осенью, либо в середине зимы, либо весной. Всегда их история тянется из очень глубокой древности. Вообще вся история начинается с первобытности. Что являет собой первобытный мир? Неразрывное пребывание в природе и с природой. Цикличность и отождествление как основа мироощущения в первобытном мире определяющи. От цикличности, ритма, повторения, неизбежности возникает парадигма тождества, сопоставления одного с другим, символизм, подражательная магия.

Есть цикл вокруг, есть он и внутри – в ритме биения сердца, в рождении и смерти. Возникновению нового через смерть старого во всех его проявлениях посвящены первые ритуалы и праздники. Это цикличность, единение, сопричастность, и сами стремления к ним. То есть человек видит постоянную смену и периодичность цикла.

И чтобы осуществлять это стремление, появляется подражательная магия, ритуал, который перерастает в самые важные периоды в праздник. Это всегда очень важное торжество с жертвой. Что нас окружает, формирует традиции, стол. Мы можем забыть об истоках, но продолжать традиции. И они есть везде и друг другу вторят. Хотя и проявляются по-разному – в зависимости от среды и истории.

Итак, все главные праздники напрямую зависят от главного в мире выживания цикла – аграрного, и все они связаны с переходом от старого к новому, от сезона доедания прежних запасов - к новому урожаю. От того, где когда в разных частях земли созревает урожай или наполняются водами животворные реки, зависит цикл выживания и торжество этого выживания, отмены смерти и возобновления жизни – от этого зависит и сам главный праздник и то время, когда он проходит.



Так что, либо это время осенней жатвы, либо прихода весны и связанных с ней подъемных мажорных настроений, либо при зимнем солнцестоянии как повороту к лету. Либо в зависимости от "поведения" воды. В европейской и северо-западной части света солнечный календарь, потому что там холодно и ориентация на солнце ключевая. На востоке солнца вдосталь, там важнее луна. На Ближнем Востоке и в Африке вообще ориентация на проявление воды – на разлив. Разлив там идет все лето и завершается осенью. В общем, тут важен географический фактор. Когда европейское Рождество оказалось перенесено в Новый свет – сработал уже фактор исторический.

В зависимости от них и произошли все главные праздники мира - шотландский Хогманай,



и скандинавско-германский Йоль,



славянский Карачун (Коляда) и христианское Рождество, Ассирийский Ха-б-Ниссан и еврейский праздник Рош ха-Шана, ближневосточный и среднеазиатский Навруз и восточный Новый год. А так же День знаний, Пасха и многое другое...Узнать больше можно на лекции "Мир праздников и праздники мира" в Культурном центре "Пунктум" 26-го декабря по адресу: Москва, ул. Народная, 8 в 19-30.


досуг, религия, праздник, история