Одинокая жемчужина рок-н-ролла


Она была первой леди рока. Её голос надрывал сердце, а жизнь была короткой, яркой, бурной и очень трагической. Милая, нежная, безрассудная и одинокая Дженис Джоплин начала свою карьеру 55 лет назад.

Именно она в свое время провозгласила: "Моя музыка для того, чтобы пробуждать в вас лишь одно желание — заниматься сексом!". И она же произнесла: "Я занимаюсь сексом с 25000 слушателей на концерте. А домой иду одна".



Дженис Лин Джоплин родилась в 1943 году в нефтепромышленном городке Порт-Артур в штате Техас. Семья была благополучной, а раннее детство Дженис достаточно безоблачным. Маленькой она была прехорошенькой, и взрослые активно ей восторгались. Но малышка всегда предпочитала дружить с мальчиками и бесстрашно высказывала своё мнение - недопустимые по меркам 50-х гг. вольности со стороны американской девочки.

А потом Дженис сильно растолстела, её гладкая прежде кожа покрылась акне, а черты лица стали грубыми и невыразительными. Позже её страсть к наркотикам и алкоголю временами добавляла одутловатости к её и так изменившимся чертам.

Одноклассники дразнили е` и обзывали "свиньей". Обрастая комплексами, она полюбила петь, ибо если что и оставалось от её "былой красоты" - так это хороший голос, что достался от матери, когда-то выступавшей на любительской сцене. Этот голос связывал её невидимой нитью с миром чистым и лёгким, без унижения и боли. Он гармонизировал её жизнь, примиряя с несовершенством этого мира.

Не была она, между прочим, уродцем и "свиньёй". Фотографии и видео показывают неуверенную в себе девушку, с детской тёплой улыбкой, открытыми и нежными глазами, готовую любить до конца, до донышка. Ну, и выпивать до донышка тоже. Но это уже от нехватки любви. Просто косному обществу редко удаётся признать красивым то, что кажется ему чуждым. Первобытное мышление и в ХХ веке никуда не девалось.

Подросток защищается протестом, бунтами и эпатажем. С учётом того, что Джоплин прожила всего 27 лет, этот подростковый бунт продолжался и всю её недолгую молодость.



Так, юная Дженис бросилась - и это в очень косном Техасе - выступать в защиту чернокожих, носить брюки и рубашки, материться и выпивать.

Начинавшая петь в барах девушка каталась в соседнюю Луизиану, где возрастной ценз на алкоголь, в отличие от Техаса, был ниже и составлял 18 лет. Алкоголь снимает комплексы, увеличивая наутро чувство вины. Зато на этот период от заката до рассвета селит ощущение собственной свободы, вседозволенности и красоты. Прибежище одиноких и недолюбленных детей "успешной" цивилизации.

Потому что, даже учась в университете, Джоплин умудрилась заслужить звание "самой уродливой девушки в кампусе". Вряд ли это было так. Просто отчаянно стремившаяся доказать всем, что ей общественное мнение по барабану, она уже тогда была настоящей хиппи, не вписывающейся в каноны старого американского райка, ещё более косного, чем иной фундаментальный религиозный мирок где-нибудь в глубинках Ближнего Востока. Что ей, чёрт возьми, на этом фоне оставалось делать, кроме как усвоить и популяризировать постулаты своих гуру Керуака и Гинсберга: пусть мир несовершенен, но никто не в силах его изменить, так что будем сегодня веселиться по полной программе?!

Она сбежала в Сан-Франциско. Где уличные концерты сменял арест за мелкую магазинную кражу, запои до диагноза "почечная инфекция" заменили мескалин, ЛСД и секонал.



Весной 1962 года она записала первую песню "What Good Can Drinking Do". И познала унижения несчастной любви. Как это бывает с недолюбленными, не умеющими постоять за себя девочками, пережить достойно это она не смогла. И пустилась во все тяжкие. Если до этого в её жизни уже прочно поселились наркотики и рок-н-ролл, то теперь пришло время третьей составляющей хипповской жизни. "Я спала, сосала, лизала, целовала, курила, кололась и влюблялась", - рассказывала потом Джоплин.

Ужаснувшись самой себе, она даже попыталась исправиться. В родном Порт-Артуре нашла жениха - он был фармацевтом в облике приличного господина в костюме и галстуке. И, в отличие от хиппи, всё-таки стриг волосы. Но и он туда же - просто не явился на свадьбу.

Неизвестно, что бы с ней стало, если б не ребята из группы Big Brother & The Holding Company, которые уговорили Джоплин вернуться в Сан-Франциско и стать их вокалисткой. Группа блистательно выступила на знаменитом рок-фестивале в Монтерее в 1967 году. Их первый альбом сразу занял верхние строчки в хит-парадах, а Дженис Джоплин уверенно шла к статусу национальной знаменитости. Её трогательность, непосредственность, нарочитая смелость и внутренняя чистота детства как нельзя кстати пришлись ко двору царству хиппи.

На фестивале в Монтерее, она встретилась с Джимми Хендриксом.

Они провели ночь, потом встретились несколько раз, но через месяц расстались. Джоплин не очень понравилась манера Хендрикса просто-напросто... лупить своих партнерш. То, что осталось у Джоплин от связи с Хендриксом, – это первый опыт употребления героина. Который почти никогда не бывает последним.

Свои комплексы она пыталась скрыть за яркими, публичными и веселыми рассказами о своих сексуальных приключениях и победах. Например, после длительной железнодорожной поездки Джоплин сообщила общественности, что в поезде было 365 мужчин, а ей удалось переспать лишь с 65 из них. Тем не менее, имелись и серьезные связи. Например, серьезный любовный роман с певцом кантри Джо Мак Дональдом продолжался аж 4 месяца.

Но она была безумно талантлива и любима публикой. И в сентябре 1968 года группа выпустила новый альбом "Cheap Trills" - считающийся лучшим альбомом группы.

Но Дженис рассталась с "Big Brother" и начала сольную карьеру, создав новую группу Kozmic Blues, поначалу прохладно принятую в США и очень горячо - в Европе. Группа выпустила успешный альбом "I Got Dem Ol' Kozmic Blues Again Mama!", а в августе 1969 года приняла участие в знаменитом рок-фестивале в Вудстоке. Потом Джоплин создала новую группу "Full Tilt Boogie Band", с которой активно начала работать над новым альбомом.

В самом конце 60-х в ней начало что-то меняться. Она устала от своего имиджа. Но оказалась его заложницей: публика привыкла видеть её такой, какой Джоплин привыкла себя представлять. Отступать было куда. Но не к кому.



Публика получила своё право на идола. Идол не имеет права меняться. Образ недолюбленной девочки, раскрывающей в себе неземные возможности благодаря сексу, наркотикам и рок-н-роллу был значительно ближе публике, жаждущей также просто получить эту волшебную палочку. Хиппи и их предводительница уравнивались страданиями, зависимостями и одиночеством Дженис. Хиппи чувствовали себя ею. И неважно, что хиппи были Дженис минус её талант. Им казалось, достаточно ничего не делать, только добавить немножко этой адской смеси из секса, наркотиков и рок-н-ролла, и у них тоже получится оказаться на небесах. Счастливая Дженис была им нафиг не нужна.

Но тогда же Дженис объявила о желании обрести, наконец, семейное гнёздышко. Сет Морган был дилером и познакомился с ней, поставляя ей кокаин - но какое это имело значение? И Морган не торопился жениться. Параллельно Джек Николсон пригласил её сниматься в кино. Но она пропустила все занятия по актёрскому мастерству, влюбившись в Сета.

А потом Морган попал в аварию на мотоцикле. Но не это их разлучило - он выжил. Просто в поездке с её женихом находилась другая девушка...

Дженис выпустила последний альбом Pearl – "Жемчужина", названный так по прозвищу, данному, вопреки всем её прежним прозвищам, кем-то из друзей. А она и была жемчужиной, эй, вы, подлинные моральные уроды из её школы и университета!

4 октября 1970 года тело Дженис Джоплин было найдено в Landmark Motor Hotel в Голливуде. Она лежала на ковре лицом вниз - не рассчитала дозу. Впрочем, это лишь одна из версий. Официально это не было самоубийством. Но как ещё можно назвать методичное уничтожение себя, медленное, но неизменное? Под чутким руководством "любящей" публики, начиная с одноклассников?..

Она вступила в "клуб 27-летних", музыкантов и поэтов, покинувших так измучивший, но и так много давший им этот мир в возрасте 27 лет. В нём уже был Джимми Хендрикс. Позже к "клубу" присоединятся Моррисон, Кобейн, Уайнхаус...

Медленное разрушение себя это ещё и методичная атака обстоятельствами, миром и обществом. Местом и временем, окружавшими человека, "не справившегося с управлением". Дженис чуть-чуть не хватило любви. Которой, в общем-то, всегда не хватает. Как не хватает хрипловатого и прекрасного голоса юной и нежной Дженис. Недолюбленной девочки с Дикого Запада. Жемчужины рок-н-ролла.



Юлия Шералиева

видео, знаменитости, музыка, история