"Возвращение домой". Страх, страсть и Пинтер


Спектакль Владимира Мирзоева "Возвращение домой" по пьесе Гарольда Пинтера с успехом идет на разных площадках не первый год. В актерском составе — Максим Суханов, Максим Виторган, Николай Лазарев, Сергей Беляев, Кирилл Леднев и Ольга Лерман. В постановке помещаются вымышленные реалии одной семьи, вечные вопросы бытия и актуальные политические аллюзии.



...Старший сын Тедди, которого ровно, но ярко играет Максим Виторган, возвращается из-за границы в отчий дом — где царит тиранический патриарх, глава семьи, мясник с кровавыми руками и клюкой, не гнушающийся унижениями и расправой. Мясник! Все в нем звериное и поддающееся гниению, отдающее мертвечиной. Напоминает типичного деспота из какой-нибудь традиционной культуры, держащего в страхе, подобно ветхозаветным узурпаторам, все живое вокруг. Второй акт остроумно и страшно прояснит конкретизацию этого образа. Которая, впрочем, не сделает роль отца в исполнении Максима Суханова более плоской, приблизив к образу конкретного исторического лица. Но, напротив, сакцентирует мысль об актуальности тиранической природы людей, обладающих властью.

Сюжет античный. Возвращение героя в родовое гнездо — мотив столь же древний, сколь и вневременный. Каждый из отягощенных пороками и сомнениями член семьи, словно древнегреческий актер в маске, "отвечает" за тот или иной грех. Соблазн. Страсть. Привязанность. В этой беспроигрышной плоскости вьется линия необходимости выбора. Остаться на той почве, из которой пророс. Погрязнуть в зависимостях и тлении. Или уйти на уровень выше, подобно Орфею выводя погибшую возлюбленную вновь на поверхность. Все вместе напоминает мучения несвободных, страдающих душ. Блистательная Ольга Лерман, гуттаперчевая красавица, изысканной и страшной змейкой вьется среди них, страдая сама и заставляя страдать других. Лилит.



Страшный спектакль. В формате отдельно взятой семьи разворачиваются, созвучные по силе и смыслу античным, трагедии. Вопросы, видимо, вечные, раз они до сих пор задаются, звенят в воздухе, напряженном от невероятной силы воздействия. Того воздействия, которое неизменно оказывает на зрителей пребывание на сцене Максима Суханова. Этот тандем — Мирзоев-Суханов — рождает, как всегда бывает с нефизическими категориями, не взаимную силу двух талантов, но нечто третье. Что масштабней, мощнее и глубже "простого" дуэта.

Мирзоев ставил вместе с Сухановым "Амфитрион", "Сирано де Бержерак", "Женитьбу Фигаро", "Предательство" и другие спектакли. Последний — тоже по одноименной пьесе Гарольда Пинтера, хроникера нынешнего времени, чей художественный почерк, вместе с тем, всегда отсылает нас к вопросам и идеям древним, как мир и само человечество. В "Предательстве" тоже разыграны давно известные сцены — измен, предательства и любви. Когда ничего нельзя назвать однозначным. Все знакомо, узнаваемо и понятно. Смыкание зрительского восприятия и авторского посыла неизбежно.

Гарольд Пинтер - Лауреат Нобелевской премии по литературе 2005 года. Кавалер ордена Британской империи, кавалер Ордена Кавалеров Чести, Ордена Почётного легиона. Заслуг несть числа. Подобно Чехову, в чьих пьесах, выписанных экономно и тонко, вроде бы ни о чем, разворачивается живое полотно трагедии, Пинтер также творит мир, поначалу кажущийся очень будничным. Но, как и у Чехова, у Пинтера за этим пугающе понятным бытом томится тяжеловесная смысловая задача.

В отличие от Чехова, Пинтер жёсток, если не сказать жесток. Чарующей врачебной эмпатии а-ля Чехов от него не дождешься. Все будет выглядеть так, как это видит беспристрастный взор Пинтера-демиурга. С обнажением и обнаружением самых трудных и болезненных вещей. Явлено так, что обязательно срезонирует с тем, что происходит у каждого из нас внутри.

Это неприятные откровения. И их неприятно наблюдать — как на сцене, так и в себе. Но ради обнаружения этой болевой точки, следовательно, возможности от нее оттолкнуться, ее преодолеть или перерасти — и существует искусство. Сотворяется это ежевечернее проникновение в область вечности. Минуя пространство и время, которые — и в пьесах Пинтера — тем более условны, чем более конкретизированы.



Суханов делает все, что хочет — в том числе, или в первую очередь — на сцене. Многообразие ролей объединяют веселые импровизации, узнаваемые, которые он проносит из спектакля в спектакль.Его энергия управляет спектаклем. Нужно быть очень сильным и уверенным в себе актером, чтобы составить ему партнерство! Но с составами, как и с режиссером, ему тоже везет. И спектакль ведется в слаженном ритме ролевого многоголосья.

Максим Суханов насыщает пространство театра своим присутствием, словно дервиш, электризующий окружающую среду мистическим кружением. Потому Максим, где и когда бы ни вышел на сцену, может, по сути, играть что угодно. Или не играть вообще. Потому что он там просто есть — и все, механизм запущен, добро пожаловать в этот мир.

Юлия Шералиева

Ближайший спектакль пройдет 26 июня в театре им. Маяковского, в 19-00

знаменитости, искусство