Мария Пшеничникова: "Мода не требует слов!"
Дизайнер Мария Пшеничникова рассказала Ольге Бахлиной о современной моде, своей последней коллекции и о том, как правильный подход к ребенку впоследствии помогает развитию его творческого начала.



- Я родилась и выросла в северном городе Ухта Республики Коми в семье архитектора и инженера - механика. Мои родители сделали осознанный выбор в воспитании и образовании по Вальдорфской системе, основанной на антропософской философии. Методика обучения построена на триединстве "наука – ремесло - искусство" и делает акцент на развитие творческой личности. В старших классах получила дополнительное образование по кройке и шитью. Первое профессиональное образование – архитектурное. Учеба в МАРХИ (Московском архитектурном институте) способствовала формированию образно-пространственного мышления, развила пластическое чутье и осмысленный подход к восприятию собственного творчества. Это оказалось мощным фундаментом для моей дальнейшей работы. Диплом по профессии модельера я получила во Флорентийской школе Polimoda. Нужно сказать, что европейское образование от русского сильно отличается. В процессе моего обучения в Италии основная часть времени отводилась самостоятельной работе. Студент обращается за консультацией к преподавателю раз-два в неделю - час, не больше. Многих такой свободный подход расслабляет и дезорганизует. Мне же он позволил по-своему мобилизовать свои силы, найти собственный стиль в организации процесса и в разработке концепций. Не только POLIMODA раскрыла мои дизайнерские возможности, но и сама итальянская среда с её богатейшей культурой.



- Мода для вас?

- Для меня мода – это искусство. Если рассматривать моду как художественное явление, то она не относится к свободным видам искусства. Мода – это закономерное отражение объективных зависимостей, существующих в материальной, психической и духовной сферах общества. Темы коллекций мне диктует реальность. Мода всегда идет в ногу со временем. Модно, значит, современно, что означает "ты здесь и сейчас", "смотри на себя и открывай себя". Это еще одна из коммуникативных возможностей.

- Как вам кажется: куда движется современная мода?

Сейчас время темпов и скоростей. Вместе с ней и мода мчится. Жизнь циклична, и мода циклична: все возвращается на круги своя, но с метаморфозой. Все виды искусства, в том числе и мода, в поиске идеала. Сам процесс подсказывает, куда шагнуть, он же и открывает, он же и развивает. Важно выработать в себе "чувственное видение" в понимании человеческой личности, что является главным ориентиром в создании нового - мода адресна.



- Для вас мода интернациональна или национальна?

- Мода в целом интернациональна, потому что она чувственна и не требует слов. Мода объединяет, обновляет и наполняет созидательной энергией. Тем она и привлекательна для всех. Национальные черты придают индивидуальность и разнообразие основным направлениям, что расширяет выбор и обогащает частностями общее.

- Что сейчас модно – можете что-нибудь посоветовать своим ровесницам и тем, кто старше?

Вот как раз сейчас модно все! Но я всегда говорю о том, что надо прислушаться к себе и выбрать, то, что подчеркнет главное в вас.

- Можете рассказать про несколько трендов, которые вы считаете интересными?

- Я не люблю тренды. Это чересчур категорично. Мне нравится узконосая обувь своей эксцентричностью. Именно ею продиктован выбор остального лука. Такой стилистический ход (сначала - обувь, потом – платье) создает образ избирательности и чувственности. Мне интересны те дизайнеры, которые смело, внедряют в свои концепции различные идеи из других областей искусства и продвигают их по миру.



MARP - BLOUSE BOOM - SS18 from MARP on Vimeo.

- Расскажите, пожалуйста, про свою новую коллекцию? Чем сейчас занимаетесь?

- Я стараюсь создавать коллекцию раз в полгода и ставить перформанс. К сожалению, не всегда получается сделать представление. Хотя к последней коллекции мы сняли видео лукбук MARP – BLOUSEBOOM – SS18 в стиле перформанс.

Идея создания коллекции MARP SS18 исходит из желания приоткрыть душевный мир современной женщины, раскрыв эмоциональные состояния через образы. Я нашла чувственное и графическое отражение своей темы в творчестве мастеров архитектуры и дизайна, что оказало влияние на формирование художественной концепции и определило способ её построения: открытые пространства японского архитектора Tadao Ando, лекальная пластика американского скульптора Damon Hyldreth, простая геометрия форм в картинах американской художницы Georgia О'keeffe, размытые снимки французского фотографа Sarah Moon, абстрактные композиции советского художника Эля Лисицкого, а также специфика кроя китайского костюма и экспрессия танца модерн Marie Louise Fuller.

Воздушность и эмоциональная доверчивость являются главной линией, объединяющей все эти работы.

Представления о душе, чувствах непосредственно ассоциируются с такими понятиями, как сердцебиение и дыхание. Коллекция состоит из коротких расширенных жакетов, блуз со свисающими рукавами, полуоткрытых накидок, свободно парящих и теряющих в движении ясность очертания. Образ подвижной непринужденности и разнообразия в пределах торса подчеркивается за счет лаконичного вертикального ритма по всей длине фигуры. Общее стремление к вытянутой форме создаёт узкое длинное в пол платье или плотные колготы-рейтузы, высокий головной убор, остроносая обувь и черно-серый цвет. В этом есть сходство с эстетическими идеалами бургундской моды Средневековья. При съемке лукбука активно использовался цветной фон, чтобы повысить роль монохромной палитры в выявлении художественного образа.



- Что вы можете пожелать тем, кто занимается модой?

- Всем - и самой себе - советую не бояться долговременного прокладывания собственного пути, работоспособности и… доверять себе!


мода, интервью