Алла Щипакина: "Унисекс у нас начался с шапки-ушанки…"
Алла Щипакина - автор книги "Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14", модельер, искусствовед - начала заниматься модой в 60-е, застала 90-е и не без интереса смотрит на происходящее сегодня. Обладательница богатейшего модного сундука (мама Аллы Александровны - Кира Мосякова - работала художником в Большом театре), Алла Щипакина щедро делится своими размышлениями о русской, советской и современной моде.



- Алла Александровна, тема моды и костюма проходит через всю вашу жизнь, какие открытия вам в ней особенно дороги?

- В моде, как в естественном живом процессе, постоянно что-то происходит и меняется, старое становится новым, а новое - уходит в архив, чтобы потом обязательно вернуться. Например, когда пишут о моде унисекс, считают, что она - продукт недавнего времени, но стоит вспомнить про шапку-ушанку, которую все поголовно носили в 60-х без различия по половому и возрастному принципам.

- Точно!

- И как дополнение к ней тогда же появились сапоги, полусапожки, валенки… Мы в ОДМО (Общесоюзном доме моделей одежды) разрабатывали тогда городские валенки - на непромокаемой подошве.

- Неожиданно в наш разговор проникла зимняя мода в СССР.

- Ну да! Тулупы - дубленки, телогрейки - пуховики...

- Алла Александровна, но есть бесполость и бесполость - безысходность и комфорт, уныние и эпатаж.

- Вы о дефиците в советской жизни? Соглашусь. Но я и мои коллеги всегда боролись с ней - мы ездили с лекциями и писали о культуре одежды, создавали модели и давали выкройки к ним. И у людей появлялся стимул и смысл, люди хотели хорошо одеваться и старались хорошо выглядеть, следить за модой. Так что - продолжая ваш, Елена, антонимический ряд: во время материальных сложностей наблюдалась эволюция, а сейчас, при богатстве выбора, - деградация - рваная, неряшливая, безразмерная и бесформенная одежда встречается и на улице, и на подиуме…



- Что подтверждает заданную вами тему цикличности моды.

- Соглашусь. По моде можно и настроение общества прочитать - растерянность, подъем, поиск…

- История моды в СССР?

- Когда после революции не было ни тканей, ни производства, возник новый стиль - не было необходимости вписываться в мировые тренды. Нищенская материальная база и талантливые художники, поддержавшие революцию, - Ламанова, Степанова, Попова, Удальцова…

- Авангард?

- Да! Но у формы было содержание! Вспомните ламановский завет о смысле одежды: "для кого, из чего и когда". Три кита моды на все времена.



- Россия при этом не Франция и не Италия - мода и дизайн не являются нашими национальными идеями?

- Официально, конечно, не являются. Но не надо забывать, что в 1923 году выходили журналы "Ателье" и "Искусство одеваться", а во время Великой отечественной войны - в 1941 году - "Модели сезона", а с 1945 года - "Журнал мод". И влияние русского костюма на мировую моду, как и советского авангарда, ни у кого не вызывает вопросов. И наши модельеры эту тему не оставляют - стоит посмотреть коллекции Славы Зайцева разных лет или участников любого модного молодежного конкурса. А как русская тема звучала у лучших французских модельеров - от Ива Сен-Лорана до Пако Раббана. И до сих пор на подиумах разных стран - у кого цветом, у кого формой, у кого отделкой…

- Фольклор - наше всё?

- Как источник вдохновения - конечно. И как помощь - не было у художников достойного выбора тканей - они стали делать аппликации, и это выглядело свежо и ново, а по сути-то было от безысходности. Ещё вспомню случай, когда национальный костюм прозвучал ярко и выразительно - на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году.

- Ну да, как в стихах Агнии Барто "У москвички — две косички, у узбечки — двадцать пять".



- Для моды главное - возможность выбора. Тогда она живет, развивается и радует.

- Ну и иногда она радует вопреки!

- Так и появляется что-то новое. Посмотрите советские журналы мод, ещё рисованные, какие там женщины - романтичные, спортивные, эффектные…

- Есть к чему стремиться!

- Мода она как раз для таких. Вот казалось бы - одежда, а сколько историй - и драматических, и смешных в ней, из-за неё и на её фоне происходит: длина юбок, джинсы, женские брюки и мужские шорты, длинные мужские и короткие женские прически… И жизнь у людей менялась! Очень люблю цитату Марселя Пруста: "Великая братия энергичных - это соль земли, именно они и никто другой сотворили шедевры".

- Вам очень повезло на талантливых коллег.

- Очень. В моде ведь могут работать только одержимые люди. К сожалению, мало о ком знают современные профессионалы.

- Но благодаря вашей книге "Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14" они могут восполнить этот пробел.

- Да, но к сожалению, многие эскизы и модели не сохранились даже на фотографиях.



- Алла Александровна, а что вам, человеку, на глазах которого мода уже совершила много витков, в ней до сих пор интересно?

- Самые простые вещи - стиль и качество. И это имеет отношение не только к вещам, но, в первую очередь - к людям.

Елена Вышинская


мода, интервью