Дети не верят сказкам
Это только кажется, что сказки "с моралью", где главные герои - звери - положительно влияют на малышей. На самом деле, "воспитывают" их только рассказы о реальных людях.

Зачастую дети смотрят, слушают и читают про персонажей, которые на них совсем не похожи, и вряд ли будут распространять их нормы поведения на окружающих людей.

Психологи из Университета Торонто сравнили реакцию дошколят на разные истории, которые должны были научить их делиться с другими. В одной истории действовали люди, в другой – антропоморфные звери, умеющие говорить и одетые в человеческую одежду; была еще и третья история, в которой вообще не было никакой альтруистической морали. До чтения детям давали десяток стикеров и предлагали поделиться ими с кем-то другим; после того, как они прочитали книгу, у них снова появлялся шанс облагодетельствовать кого-то другого стикерами.

Журнал NBC пишет, что наиболее щедрыми из детей оказывались те, которые читали книгу с человеческими персонажами. Напротив, те, которые читали про антропоморфных животных, и те, которые читали историю без альтруистической морали, не очень были склонны делиться своими "сокровищами".

Кроме того, у детей спрашивали, насколько животные из книжки похожи на людей, и у большинства детей ответы сводились к тому, что эти животные – все-таки не люди, что им не хватает чего-то человеческого. Что до самих книг, то, по словам авторов работы, дети читали их с равным удовольствием, и никаких предпочтений по отношению к той или иной истории у них не было.

Конечно, вряд ли стоит объявлять персонажей-животных вне закона, все-таки детские писатели не зря так щедро ими пользуются – с ними удачнее получаются смешные ситуации, и некоторые сложные для ребенка вещи легче (и доступнее) представлять в "зверином" антураже.

Помните: дети не всегда могут понять, что это – аллегория, и взрослым необходимо подробно объяснять, какое отношение имеет история с мышкой или лисичкой к реальному миру, окружающему ребенка.


дети, книги, психология