Автопортрет остался неоконченным


Жизнь талантливого 15-летнего художника–акварелиста Николая Дмитриева (1933-1948), только начавшись, в одно мгновение была перечеркнута трагической смертью. Но он успел оставить после себя заметный след на небосводе изобразительного искусства, пишет Kulturologia.

Коля родился в семье московских художников, обладал музыкальным слухом и превосходно рисовал. Родители всесторонне развивали Колю, уделяя большое внимание музыке, литературе, изобразительному искусству. Необыкновенная любовь к рисованию перевесила все остальные таланты. Мальчик быстро освоил азы академического рисунка и живописи. Научился четко решать композиционные задачи, чувствовать цветовую гамму и линию.



Коля рисовал везде - и на улицах Москвы, и на школьных переменах, все, что видел вокруг себя, и придавал очарование обыденным предметам. А тонкое чувство композиции, присущее ему от природы, позволяло юному таланту творить необыкновенные акварели.



Сюжетами была послевоенная Москва, деревеньки средней полосы России, бытовые сценки, интерьеры, натюрморты с самыми обычными предметами и портреты. Уникальная зрительная память позволяла Николаю очень часто рисовать по впечатлению от увиденного.



Коля выделялся среди своих сверстников. Любил посещать Третьяковку, где развивал свой талант и художественный вкус на работах В. Серова и П.Федотова. Из записей в дневнике Коли Дмитриева:

"Утром побежал в Третьяковку. Еще раз посмотреть Врубеля, Серова и Сурикова... Серовский портрет куда сильнее репинского. Конечно, я не говорю об исключениях". "На этот раз задался целью хорошенько посмотреть старых наших мастеров. Больше всего рвался к Кипренскому и Боровиковскому. Но, как ни странно, Кипренский произвел на меня отнюдь не то впечатление, что я от него ожидал. Зато Левицкий и Боровиковский превзошли все мои ожидания..." Дневниковые записи Коли открывают внутренний мир неординарно мыслящего подростка.



Своими достижениями Николай никогда не хвастался, потому что сам никогда не был доволен достигнутым. Рисовал самозабвенно, наверное, чувствовал, что нужно многое успеть. Последние два месяца лета 1948 года он провел в деревеньке Репинке Калининской (ныне Тверской) области. Там он сделал около 150 последних акварелей и рисунков. Эти работы показывают, как выросло профессиональное мастерство художника.



Коля не успел дописать свой автопортрет - жизнь трагически и внезапно оборвалась 12 августа 1948 года. Николай Дмитриев погиб вследствие несчастного случая на охоте. По одной из версий - оружие друга само выстрелило юноше прямо в висок.

К годовщине гибели юного художника в московском Центральном доме работников искусств состоялась первая персональная выставка акварельной живописи и рисунков Николая Дмитриева.



В книге отзывов знаменитая Вера Мухина оставила запись: "Милый Коля, я не знала тебя, но искусство твое так тонко, так ярко, так полно ощущения жизни, что, несмотря на то, что тебя нет, ты всегда будешь жить, ибо искусство твое есть сама жизнь...". А художник Игорь Грабарь позже написал: "Не первый раз я вижу рисунки и акварели Коли Дмитриева, но каждый раз нахожу в них новое очарование и мастерство взрослого художника..."



Николаю Дмитриеву прочили судьбу и славу талантливого и знаменитого художника, в нем многие видели ростки высокого и одухотворенного искусства. Его воздушные акварели не подвластны времени, о чем свидетельствуют тридцать персональных выставок, проведенных за почти 70 лет после его трагической гибели.


искусство