Таинственный Серебряный век


Период Серебряного века - один из наименее продолжительных, но его влияние мир ощущает до сих пор. И сегодня повсюду тянется изысканный и таинственный шлейф поэтических, художественных, хореографических достижений тридцатилетия (1890-1920е гг.).

Что такое Серебряный век? Временные рамки у разных историков искусства разнятся, но мне ближе такие даты: 1890-е когда в литературном салоне поэтов-критиков-литераторов Мережковских-Гиппиус собирались критики, поэты и прозаики, обозначившие приход нового времени в искусстве и начало 20-х гг.ХХв, когда революция 17го года уже не просто свершилась, а и явила некоторые свои последствия, в частности, в виде гибели поддержавших или не очень ее идеи поэтов – я говорю о расстреле Гумилева и смерти уже душевнобольного Блока в 1921г. К этому году кто-то уехал из страны, кто-то погиб, но, во всяком случае, к 21-22м гг. все уже было не так, как прежде.

Т.е. Серебряный век – определенная эпоха в искусстве, ярким примером которого являлся живший здесь Брюсов – уместился в период столкнувшихся веков, конца 19го и начала 20го. Настоящий порог времен, эпох и течений в искусстве.



Синтез, пересечения всего и вся – символ эпохи – и дом такой же. И век такой же был! Виды искусства пересекаются в этот период и в этом доме – театр, литература, изобразительное искусство здесь водят незримые хороводы, подобно музам мифов Древней Греции, воспетым не раз поэтами Серебряного века. Да и наука, и достижения технологические находят, безусловно, свое отражение в творчестве той поры. Порой составляют его основу. Потому что конец 19в. – время огромного, невероятного скачка в смысле технологических достижений. Телеграф, фотография, телефон уже много где есть и вовсю используются. При этом очень многое остается буквально на каком-то феодальном уровне – пережитки крепостничества, права, блага – в России есть еще огромное отставание по сравнению с научными и технологическими достижениями.

Век называют "Серебряным" по аналогии с его "Золотым" предшественником, во главе с "солнцем русской поэзии" Пушкиным. А также в связи с необыкновенным всплеском интереса общества того времени к мистике, оккультизму и тайне. К призрачным граням существования, к образу Луны и ее серебристого света.

Поэты Михаил Кузмин и Николай Минский не раз присутствовали на знаменитых спиритических сеансах, устраиваемых «модным» медиумом Яном Гузиком. Об этом – многие их стихотворения и поэмы.



В знаменитой башне (дом на углу Таврической и Тверской улиц в Санкт-Петербурге) поэта и философа Вячеслава Иванова по средам (и по четвергам – в доме Мурузи у супругов Мережковских-Гиппиус) происходили не только поэтические сборища, но и встречи с теософами и экстрасенсами. Например, с таинственно исчезнувшей в 1910 г. литературной переводчицей и ясновидящей Анной Минцловой, оказавшей прямое влияние на Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Александра Блока, Федора Сологуба и Леонида Андреева. Последний всерьез увлекался спиритуализмом, прибегая к посредничеству экстрасенсов во время частых медиумических сеансов. В его произведениях ( как и в дальнейшем - его сына Даниила Андреева) мы то и дело видим отражение потустороннего мира. Под руководством Минцловой поэты Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, философы Владимир Соловьев и Николай Бердяев, художники Константин Сомов и Леон Бакст «общались» с «Учителями», вызывали духов (преимущественно «коллег» - художников и поэтов). Самым частым невидимым гостем подобных сборищ оказывался Пушкин. Михаил Булгаков, соединяя реальность и метафизику, так же «отличился» среди современников интересом к эзотерике. Его образы «нечистой силы», как и библейские персонажи в «Мастере и Маргарите» настолько красноречивы, что многие исследователи уверены: Булгаков погружался в иной мир во время морфийных галлюцинаций.

Человечество последней трети XIXв. достигло технологических вершин, отставая в духовном смысле. Было ясно: что ни изобретай, на главные вопросы мир так и не нашел ответов. Философия древних, восточные практики, ясновидящие и экстрасенсы – к ним за ответом и обратилось общество Серебряного века.

Пророчества в стихах Брюсова (о судьбе страны и мира - «Грядущие гунны», «Лик медузы», «Книга пророчеств»), Белого (о своей кончине - сборник «Пепел») и т.д…Литераторы Серебряного века не только почти поголовно погружены в мистику, но и сами по себе – медиумы, ясновидящие и экстрасенсы.


искусство, книги, история