]]>
]]>

Бабьи каши. Посиделки у бабушки

340 400
© 2013 Thinkstock 
Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

А. Фет

Январь – император зимы – подчиняет себе без остатка. Холодно, темень чуть ли не с полдня. Сиди в тепле, пирожки кушай, сказки слушай. А еще…

В день 8 января как раз по народной традиции наступает праздник с глубокими языческими корнями под названием Бабьи каши. Вот говорят: щи да каша – радость наша. Не зря, видимо, говорят. Ну, щи – понятно - почему. А вот с кашей не все так просто!

В день Бабьих каш всей деревней чествовали повивальных бабок.

Одна из знаменитых народных сказок "Лиса и медведь" как раз, скорее всего, и несет в себе следы того старинного обычая. Вот в такой же морозный зимний день в медвежьей берлоге нежилась на теплой печке хитрая кумушка и думала-решала, как бы меду сладкого отведать. Надо было незаметно от медведя – хозяина проникнуть в погреб. А там - бочка с медом. А как уйти? Тут лиса и придумала уважительную причину: сказалась повитухой: "Мол, на родины звать пришли!"

И медведя эта причина ничуть не удивила. Хитрая лиса знала, как правдоподобнее соврать – как раз Бабкины дни справлялись.

Все по правилам, Бабьи каши длятся три дня. В первый день чествуют повитух-родильниц, повивальных бабок, во второй день – Рода Небесного и Родителей; в третий – Рожаниц.

Из-за того, что у праздника языческие корни, его, разумеется, не приветствовала, а точнее, строго запрещала церковь.

Но бабушка-повитуха и ее труд достойны самого большого уважения. Мало того, особенное почтительное отношение к повивальным бабкам основывалось на том, что, по народным представлениям, между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливались духовно-родственные отношения. Поэтому повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка и занимала почетное место в ряду его родственников в обрядах, относящихся к важнейшим событиям его жизни: во время крестин, свадьбы, проводов в армию и др.

Приходили всей семьей с детьми, чтобы бабки их благословили. Надо было принести щедрые подарки и угощения. Например, свежеиспеченные пироги, медовуху или домашнее пиво и наливки, сало или мясо на щи, муку.

Как символ достатка, подношения должны были призвать в дом повитухи богатство и удачу в последующих трудах. Помимо продуктов, еще дарили кусок холста или полотенце, чтобы "дорога" у принимаемых ею детей была легкой (чтобы, конечно, роды легко прошли).

630 260
© 2013 Thinkstock 

Пир на весь мир с повивальными бабками иногда заканчивался с наступлением "белого света". За столом все веселились, шутили, а разговоры почти всегда были исполнены сексуального подтекста. Сама повитуха иногда проводила ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Бабканье подкреплялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами.

Бабка, если можно так выразиться, была деревенской элитой. Это звание могла иметь только женщина, не запятнавшая свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером, скаредностью, корыстью, лживостью. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Таня Махова • 10.01.2017
Версия для печати cсылки по теме: традиции, праздники


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2017.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


]]>
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>